Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 34 человека

Родителям

Дата: 22 октября 2018 в 19:06, Обновлено 22 октября 2018 в 19:08
Автор: Минич Н. И.
Психолого-медико-педагогическая комиссия

Диагностический прием родителей с детьми в ЦКРОиР осуществляется по адресу: 
г.Смолевичи ул.Советская ,119

Еженедельно  вторник  8.00-13.00

Предварительная запись по телефону: 28671

Специалисты ПМПК:

Педагог-психолог                    Крупеньчик Андрей Станиславович
Учитель-дефектолог               Власевич Татьяна Павловна
Врач-психиатр                       
Председатель комиссии                 Рудюк Галина Александровна

Перечень документов для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию:

 1. Выписка из медицинских документов;
 2. Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета;
3. Психолого-педагогическая характеристика с образцами письменных работ по языку и математике (для школьников) или образцами творческих работ (для дошкольников);
 4. Заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР).

Комментарии:

Перечень необходимых обследований детей с интеллектуальной недостаточностью

Специалисты:         

  • педиатр,
  • психиатр,
  • невролог,
  • отоларинголог,
  • окулист,
  • психолог, в том числе количественное определение интеллекта – тест Векслера,
  • дефектолог,
  • эндокринолог (по показаниям)

Обследования (по показаниям):

  • общие анализы крови и мочи,
  • ЭЭГ (1-2 раза в год),
  • РЭГ (1-2 раза в год), Эхо-ЭГ (1-2 раза в год),
  • аудиограмма,
  • рентгенограмма черепа,
  • компьютерная томография (КТ),
  • ядерно-магнитный резонанс (ЯМР).

 Вспомогательные исследования для установления причины возникновения нарушения в развитии:

  • исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ),
  • цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотериоз, мукополисахаридозы и др.),
  • анализ крови на аминокислоты.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

  1. Лечебные мероприятия;
  2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с психологом, учителем-дефектологом);
  3. Социальная адаптация;

 

Информация для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна

Дорогие родители!

Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребенок, как Вы ожидали, он другой, не тот на которого вы надеялись. Он иначе выглядит, он ведет себя по другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям, ему нужна также терапевтическая помощь и поддержка.

Синдром Дауна - и вот уже все изменилось. Но все же, Ваш умственно отсталый ребенок, прежде всего Ваш ребенок, со своей радостью и смехом, со своими потребностями в нежности и ласке

Ваш ребенок такой же, как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра и удовольствия, друзья и подруги. Он дружелюбен, нуждается в друзьях, родителях, выполняют его желания и просьбы, не жертвуя собой, а понимая и любя. Дети с синдромом Дауна должны жить дальше и найти в своей жизни определенную поддержку.

  

Эта брошюра поможет Вам в первые трудные дни и недели найти решение ваших новых проблем

Родители по-разному реагируют на рождение ребенка с синдромом Дауна. Некоторые сразу же забирают ребенка из родильного дома к себе домой, другие готовы подержать ребенка в больнице на несколько дней дольше матери. При этом родители в спокойной домашней обстановке приспособятся к новой ситуации, пока ребенок не появиться в семье. Очень мало семей решаются на то, чтобы отдать ребенка на воспитание в специальные учреждения для больных детей. Этой брошюрой, мы хотим помочь Вам найти правильный путь для самих себя и ребенка с синдромом Дауна. Эта брошюра укажет вам первые шаги в жизни ребенка от рождения до школьного возраста.

Вы найдете здесь ответ на суть причины синдрома Дауна, Вы, узнаете, какие возможности развития есть для ребенка с синдромом Дауна и какие проблемы могут возникнуть. Но, прежде всего, наберитесь мужества воспринять вашего ребенка таким, каким он есть и живите с ним.

Когда у родителей появляется ребенок с синдромом Дауна, они говорят: «Теперь все равно, что делать; вся жизнь встала с ног на голову». «Нормальной жизни больше нет – ничего не поможет». «Весь мир стал для нас траурным и безнадежным». «Учить жить - это большая ответственность, как для матери, так и для отца».

Многие родители были такими же несчастными после рождения ребенка с синдромом Дауна, но потом отношение к ребенку постепенно изменилось. «Это длилось довольно долго, до тех пор пока мы не стали воспринимать ребенка, таким какой он есть и это стало нормальным явлением».

Что такое синдром Дауна ?

Человеческий организм состоит из бесчисленного количества клеток, которые различаются между собой, и каждая из них отвечает за определенный орган. Информацию о том, какая часть организма будет построена определенной клеткой и как она должна работать, мы получаем из набора хромосом.

Хромосомный набор человека базируется на 46 хромосомах. Каждая клетка содержит определенное число хромосом. У человека с синдромом Дауна это нормальное количество (46 хромосом) нарушено. У него появляется одна лишняя хромосома в каждой клетке организма. Это является отличительным признаком синдрома Дауна, на который обратил внимание английский врач Лангдон Даун, который в 1966 году описал этот признак в первый раз.

У Дауна не было тогда в распоряжении цитогенетической техники и он дал этому синдрому название монголоизм т.к. внешний вид этих людей напоминает ему выходцев из Монголии. Это понятие не является сейчас общепринятым, потому что оно ложно и не научно. Синдром Дауна присутствует во всем мире у всех человеческих рас. Он существует на всех на всех континентах и время его не определено. По всей вероятности, синдром Дауна существует с тех пор, как существует человечество Древнейшее упоминание об этом приходят к нам от жителей Мексике и Центральной Америке, которые жили более 3000 тысяч лет назад во время древней культуры Ольцмена.

Тогда же были созданы фигуры из камня и глины с монголоидными чертами синдрома Дауна, и это показывает, что у любого народа люди с синдромам Дауна пользовались определенным уважением.

Почему у нашего ребенка синдром Дауна ?

Суть появления синдрома Дауна до сих пор не ясна. У очень малого процента случаев (транслокации) наряду со спонтанными ошибками при делении клетки, присутствуют также родовые факторы (наследственность). Исследователи и врачи ищут главную причину, которая позволила бы выявить частоту появления людей с синдромом Дауна. При этом выявляется, что принадлежность родителей к одной этической расе, к определенным социальным слоям или местности проживания родителей не играет ни какой роли.

Также очень не существенны различные воздействия на организм во время беременности, например заболевание матери, недостаток пищи или витаминов, влияния алкоголя или никотина, потому что синдром возник уже до этого. По всей вероятности, эти причины могут повредить ребенку, но они не влияют на появление синдрома Дауна.

Так называемые внешние факторы не играют на современном этапе значительной роли в возникновении синдрома Дауна. Ученые больше склонны усматривать в главной причине частоты рождения детей с синдромом Дауна возраст родителей. На практике дела обстоят так, что большинство детей с синдромом Дауна появляются у матерей в возрасте от 24 до 35 лет. Объяснение этому явлению весьма простое. Женщины этой возрастной группы рожают больше детей, в то время как женщины более старшего возраста реже ожидают ребенка. От 65% до 80% всех детей с синдром Дауна рождены матерями младше 35 лет.

Как часто встречается синдром Дауна?

Доказано, что многочисленные скоротечные преждевременные роды влияют на хромосомные изменения эмбриона. Некоторые научно-исследовательские центры доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения. Кроме того, есть много других факторов, которые ведут к преждевременным родам, так что найти истинную причину по этому вопросу пока что не возможно.

Многие центры рассматривают частоту синдрома Дауна как часть разнообразных влияний. Большинство называют число между 600 и 700 рождений, на которые приходится ребенок с синдромом Дауна. В общей сложности число людей с синдромом Дауна составляет 1,1 – 1,2% на каждую тысячу людей.

Насколько большой риск для рождения других детей?

Этот вопрос зависит от числа хромосомных изменений у ребенка. Риск рождения второго ребенка с трисомией в 21-й хромосомной паре на 1% больше, чем процент риска рождения ребенка с синдромом Дауна от возраста матери.

Личное собеседование в этой ситуации по всем вопросам может дать исчерпывающий ответ.

Кормление новорожденного.

Кормление грудью является важным моментом для всех детей, так же и для детей с синдромом Дауна. На них положительно воздействует кормление материнским молоком, это закаляет иммунную систему. При этом во время кормления развивается моторика рта. Развитие нижней челюсти, поддержка движений языка и обучение закрытию рта облегчается при кормлении грудью. Вследствие того что у детей с синдромам Дауна эти навыки развиты слабее, то им необходима своевременная помощь в самом начале развития. Если у вашего ребенка эти навыки пока отсутствуют, то совсем не обязательно помещать его в клинику.

Синдром Дауна не является для этого основной причиной. Для вас и вашего ребенка необходимо часто быть вместе и иметь тесный контакт, при этом очень помогает кормление грудью, но это не единственная предпосылка. Если кормление грудью не возможно, то при кормлении ребенка из рожка необходимо добиться тесного контакта с ребенком. Сначала утомительно кормить ребенка. Но будьте терпеливы. Трудное для ребенка дело – взятие груди – бывает иногда легче при кормлении из рожка. Поначалу можно ребенку помочь легким нажатием на грудь в соответствие с ритмом кормления или легким поглаживанием под подбородком, это защитит от западания языка при кормлении. Иногда помогает выдавливание рукой из груди капли молока, смазывая им пальчик ребенка, проводят им по губам. При этом следует провести легко пальчиком взад-вперед, чтобы выработать рефлекс сосания и лишь только тогда, когда ребенок начинает сосать давать ему грудь. Но в перерывах между кормлением следует развить рефлекс сосания с помощью пальчика. Другая возможность приучить брать грудь - это легкое выдавливание молока из груди, пока не будет выработан рефлекс сосания. Сосок легче будет взять и ребенок сразу получит молоко, которое вновь накопится. Если ребенка начинать кормить грудью не сразу, если молоко сначала сцеживают, а затем кормят ребенка из рожка для защиты его материнским молоком от инфекции, то во многих случаях возможно, что через несколько недель ребенок будет брать грудь самостоятельно.

Между прочим, при кормлении грудью будут и другие сложности или другие медицинские проблемы, поэтому после родов мать будет посещать акушера, не считая патронажа медсестры, по меньшей мере 8 недель жизни ребенка, затем необходимо регулярное посещение врача.

 

Как развиваются дети с синдромом Дауна ?

Упомянутая хромосомная пара с самого начала рождения ребенка влияет на его развитие. Это заметно отличается при синдроме Дауна. Но это не только влияет на его дальнейшее развитие, а прежде всего на его окружение и обучение.

Дети с синдромом Дауна имеют такие же возможности, как и все другие дети. Они хотят быть со своими родителями в семье, со своими братьями и сестрами, открывать для себя окружающий мир, играть, учиться смеяться и становиться самостоятельнее.

Поэтому особенно важно помочь ребенку с синдромом Дауна, чтобы он по возможности, нормально жил и развивался. Помощь в развитии такого ребенка подобно помощи умственно отсталому ребенку, но каждый ребенок индивидуален и он является личностью.

В первый год жизни ребенок делает важные шаги в развитии, которые с радостью ожидают родители, например первая улыбка или умение самостоятельно сидеть, ползать, делать первые шаги, произносить первые слова.

Дети с синдромом Дауна обучаются всему этому медленнее, чем другие дети, и достигают положительных результатов в развитии тоже позже. Но вы всегда должны быть уверенны, что ваш ребенок этого достигнет.

Ранняя помощь в семье и ранняя диагностика очень важны. Дети с синдромом Дауна делают иногда удивительные вещи, но их не следует отождествлять с детьми нормального развития. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка в семье и конкретной ситуации. Детям нужно прежде всего любовное обращение, а не рациональная тренировка.

Но нельзя забывать, что при всей схожести с синдромом Дауна каждый ребенок имеет свои специфические особенности, любовь к чему-либо или отрицание чего-либо.

Ранняя помощь и поддержка увеличивает возможности развития детей с синдромом Дауна. Совет и собеседование, которое может предложить группа взаимопомощи, является для родителей существенной поддержкой.

Часто сотрудники группы взаимопомощи объединяют родителей детей с умственной отсталостью, чтобы они могли обменяться мнениями. Очень часто с синдромом Дауна связаны и другие заболевания, например многогранные поражения, треть детей имеют порок сердца, у многих проблемы с желудком и кишечником, зрением и слухом, повышенная восприимчивость к информации. Но и здесь своевременный совет и помощь часто бывают очень нужны, чтобы существенно изменить развитие ребенка с синдромом Дауна.

Важность ранней диагностики и помощи

В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важна для развития двигательных функций. С помощью ранней диагностики или лечебной гимнастики ваш ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для умственно отсталых. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и социальный статус, расширяют возможности ребенка, соответствующие его способности.

Дети с синдромом Дауна, как и другие дети нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей. Найдите по соседству с вами детей с нормальным развитием, что вашему ребенку это доставит много удовольствия и дети тоже будут рады поиграть с ним.

Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм.

На втором году жизни особенно необходимо развивать речь и способность говорить. Этому помогают детские песенки и легкие рифмы, книжки с картинками и простой игровой материал. При этом важен осмысленный выбор. Всегда следует придерживаться правила: и малое для ребенка бывает большим! Любимая книжка помогает узнать, рассмотреть, и назвать уже известные картинки, а это лучше чем бессмысленное рассматривание.

 

В детском саду и в группах общения

Как и для всех других детей, так и для детей с синдромом Дауна посещение детского сада или специальных групп – это большой ответственный шаг в жизни. Совместное пребывание с другими детьми помогает ребенку приобрести навыки группового обучения, осмысленно находиться среди других людей. Некоторым умственно отсталым детям бывает сначала тяжело находиться в больших группах, но они учатся в общении с другими детьми. Особенно сильно они нуждаются в поддержке взрослых. Важно при этом, чтобы в группах был квалифицированный персонал.

 

Жизнь в семье

Ребенок с синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи, будут относиться к нему с терпением и любовью. Конечно помощь родителей будет более действенной если в семье будет согласие и понимание. Если Вы, дорогие родители попытаетесь раз и навсегда решить ваши взаимоотношения, будете заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все это пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.

У большинства семей со временем появляется опыт поведения с умственно отсталым ребенком и умение воспринимать его таким какой он есть.

Беседа с другими родителями, имеющими умственно отсталых детей, подсказывает, как переносить сложности, является большой взаимопомощью. В группе взаимопомощи. При этом не только родители и семья, но и окружение должны развивать в умственно ограниченных детях самостоятельность, помогать справляться с трудностями повседневной жизни.

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна

В общении с ребенком:

  • Всегда помните - что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.
  • Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.
  • Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
  • Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична
  • Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.
  • Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми:

  • Никогда не принимайте утверждений ни от друзей, ни от специалистов, которые звучат как «Они все такие как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны расцениваться индивидуально.
  • Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних
  • Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих
  • Заводите новых друзей, если это нужно, чтобы и вы и ваш ребенок чувствовали себя комфортно.
  • Постарайтесь понять, что некоторые люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.
  • Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами:

  • Спросите человека, который дает вам советы или информацию о том, что такое синдром Дауна, где он получил данную информацию, и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна он имеет сам.
  • Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
  • Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватном, удобном для беседы месте.
  • Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно вам сказать и как наилучшим образом помочь именно вам, поэтому:
    • задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они могут показаться вам тривиальными;
    • попросите познакомить вас с другими родителями детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить с ними о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и как они чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;
    • обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь       совместно найти решение
  • Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка

Кроме того:

  • Вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя от утраты того ребенка, о котором вы мечтали, и шоком, который вы испытали в связи с поставленным вашему ребенку диагнозом – синдром Дауна.

Не стесняйтесь своих чувств, какими бы они ни были, и найдите человека, с которым можно было бы ими поделиться

Как определить, есть ли у ребенка трудности в обучении

По материалам статьи из израильской газеты "Едиот Ахронот" ("Последние известия") от 28 декабря 2003 года. 
Статья предоставлена организацией Ницан (по продвижению детей и взрослых с трудностями в обучении, адаптации и повседневной деятельности) в сотрудничестве с доктором Михаль Шани, факультет трудностей обучения при Хайфском университете.
 

Подготовительная группа детского сада 

Речь и мышление: испытывает проблемы с произношением; медленно развивается словарный запас; не умеет рифмовать слова; не проявляет интерес к прослушиванию рассказов; с трудом запоминает названия, цвета, цифры и буквы; использует сверх меры слова "как", "это", "ну"; испытывает трудности с выражений своих мыслей; неправильно строит предложения. 

Счет: проблемы в восприятии и сохранении количества; затрудняется в счете чисел в восходящем и нисходящем порядке; в расположении чисел в зависимости от их значений, а также в написании цифр. 

Внимание: повышенная двигательная активность; легко отвлекается по сравнению со сверстниками; испытывает трудности с выполнением и завершением заданий; резкие перемены в настроении; не умеет справляться с неудачами. 

Зрительно-двигательная сфера: испытывает затруднения в играх, где требуется обратить внимание на детали или разграничить образ и фон; проблемы в мелкой моторике (застегивание пуговиц, завязывание шнурков); неуклюжесть (падает, роняет предметы); уклоняется от занятий рисованием, раскрашиванием и вырезанием. 

Сфера общественного поведения: с трудом заводит друзей; испытывает проблемы в понимании общественных ситуаций; не любит принимать условия игры и участвовать в коллективной работе.

Младшие классы

Чтение и письмо: уклоняется от чтения; испытывает трудности в понимании взаимосвязи между буквами, в соединении части слова в целое слово; совершает ошибки при чтении, медленно читает; совершает ошибки правописания, исключительные по уровню и количеству. 

Математика: совершает ошибки в вычислениях (сложение, вычитание, умножение, деление); плохо считает столбиком; не понимает взаимосвязи между математическими задачами и вычислениями. 

Речь и мышление: говорит короткими и зачастую неправильными предложениями; имеет скудный словарный запас; с трудом выражает свои мысли вслух. 

Зрительно-двигательная сфера: неправильно держит ручку и/или слишком сильно или слабо надавливает на нее; затрудняется в написании букв и в организации письменного текста на бумаге (т.е. неразборчивый почерк); медленно выполняет спортивные упражнения и задания, требующие навыков мелкой моторики (например, рисунок и чертеж).

Средние классы

Чтение и письмо: совершает ошибки при чтении; медленно читает и пишет; уклоняется от чтения вслух; испытывает трудности с письменным выражении своих мыслей (создается впечатление, что ребенок не может ясно выразить свои знания, мысли и понятия); с трудом приобретает навыки чтения и письма на иностранном языке; совершает многочисленные ошибки правописания. 

Зрительно-двигательная сфера: неразборчивый почерк; неправильно держит ручку или карандаш; не хочет писать; испытывает трудности с организацией учебных принадлежностей и времени.

Старшие классы 

Чтение и письмо: намного лучше выражает свои мысли вслух, чем в письменном виде; не любит самостоятельно учиться; значительно снижается успеваемость по сравнению с предыдущими годами. 

Речь и мышление: ошибочно истолковывает информацию; неспособен объединить знания из нескольких текстов; испытывает трудности в восприятии и выражении абстрактных понятий, в использовании эффективных способов учебы и в запоминании материала к экзамену (несмотря на то, что ученик готовился к экзамену). 

Память и внимание: проблемы в восприятии учебного материала в классе (пустые тетради); утомляемость; испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий; уделяет избыточное внимание деталям или, наоборот, не обращает на них никакого внимания. 

Зрительно-двигательная сфера: медленно работает; неудачно или неуклюже выполняет спортивные задания, например, плавание, езда на велосипеде, забрасывание мяча в корзину.

Функционирование семьи ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом внимания

По материалам статьи: 
http://www.tapuz.co.il/tapuzforum/main/articles.asp?id=201&art_id=93 

С психологоческой точки зрения сегодня принято считать, что трудности обучения и/или дефицит внимания негативно влияют на весь комплекс эмоциональных, семейных и социальных аспектов. Как следствие, это создает проблемы ребенку и его родителям в процессе его роста и воспитания. Влияние трудностей обучения и/или дефицита внимания начинается с рождения и приводит к отставанию ребенка от сверстников в плане функционирования. Поэтому дальше это влияние распространяется на процесс развития ребенка, на его взаимоотношения с родителями и братьями. Родителям приходится стать "другими родителями", что создает им дополнительные проблемы, особенно если один из родителей тоже имеет трудности обучения и/или дефицит внимания.

У ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом внимания с младенчества (0-2 года) возникают проблемы нормального развития, поэтому родители ощущают особое родительское бремя и трудности, которые могут выражаться по-разному (в особенности, если ребенок родился после тяжелой беременности или были осложнения во время родов или после них). 

Такой ребенок медленно воспринимает, учится и усваивает "материнскую схему" (подразумевается главный воспитатель ребенка), что вызывает у него страх одиночества. Ему также сложно создавать соответствующие сигналы в разных неудобных для него ситуациях. Иными словами, такие дети могут много плакать по пустякам и с трудом успокаиваются из-за непонимания успокаивающих сигналов матери. Успокаивает только физическое присутствие. То есть существуют трудности коммуникации между матерью и ребенком: отношения между объектами и симбиоз мать-дитя могут быть нарушены и не удовлетворять ни одного из них. 

На этом этапе мать может ощутить отчаяние от того, что рождение капризного ребенка разбивает ее мечты о материнстве: его темперамент не соответствует ее ожиданиям, и ей нелегко справляться с ним. У нее могут возникнуть опасения, что она не способна удовлетворить потребности младенца, чувство вины, и ей будет трудно дать ему позитивное "отражение" (например, подражать его агуканью) и восхищаться им. Может возникнуть проблема координации между ребенком и реакцией матери, особенно если он непрерывно плачет, а она чувствует, что не понимает его. У матери может появиться ощущение, что ребенок трудный, она отчаивается, в некоторых случаях даже "оплакивает" ребенка своей мечты, которого она не дождалась. Из-за отсутствия правильного восприятия материнского образа могут возникнуть трудности при выходе из симбиотической фазы, и мать не сможет отдалиться.

На следующем возрастном этапе (2-4 года) малышу с трудностями обучения и/или дефицитом внимания, неверно усвоившему материнский образ, а также с нарушенными двигательными, перцептивными (восприятие) и когнитивными навыками будет трудно обрести чувство независимости. Эти трудности вызовут сомнения в возможностях ребенка, ему будет сложно контролировать свои чувства и поведение (много плачет, кричит, кидается на пол, кусается, дерется и т.д.), а также усвоить границы и режим дня. 

Отставание в речевом развитии помешает ощутить речь вместо прикосновения как средство успокоения, чувства уверенности и регуляции поведения (ребенку будет трудно понять вербальные сигналы, относящиеся к поведению). В поведении ребенка может отразиться конфликт между желанием отдалиться и стать независимым и между страхом быть покинутым матерью. Уже на этом этапе могут возникнуть социальные трудности, в основном из-за несдержанного поведения и неумения ребенка выразить себя и свое отчаяние другими способами. 

Родители же не смогут позволить ребенку независимость, потому что он нуждается в постоянном надзоре. У них могут возникнуть опасения по поводу задержек развития, возрастут сомнения в возможностях ребенка и стыд за него. Из-за сложностей в установлении границ родители воспринимаются окружающими как "родители, не умеющие воспитывать ребенка" и даже как не заботящиеся о нем, если ребенок подвергает себя опасностям из-за того, что ему трудно планировать свои действия и он не понимает, что опасно.

Когда ребенок достигает этапа "выхода в свет" (3,4-6 лет), поступает в воспитательное учреждение и начинают появляться когнитивные требования, проявляются его эмоциональные и функциональные недостатки. 

В рамках воспитательного учреждения проявятся его речевые проблемы и трудности в достижении учебных успехов. Поскольку ребенок не понимает внешнего окружения и не ладит с ним, страдает его самовосприятие. Ребенку видится, что это окружение затопляет его, требует, угрожает и не поддается его контролю. Ребенок ощущает себя неспособным справиться с требованиями воспитательного учреждения. 

Ребенку будет сложно построить сильное собственное "Я" и положительную самооценку. Проблемы отразятся также на создании социальных связей, требующих сложного восприятия, речи, изучения правил и кодов, умения отложить немедленное удовлетворение желаний, способности адекватно реагировать, эмоционального контроля и эмпатии. Ребенок может страдать от отчуждения, одиночества и приставаний. 

Проблемы саморегуляции воспрепятствуют развитию центров внутреннего контроля и автономии, что вынудит окружение создать плотные границы, которые помешают проявлению инициативы и накоплению собственного опыта. 

Подавление речи и воображения нарушает способность соответствующим образом справляться со страхами, конфликтами и отчаянием. Отчаяние может проявиться в агрессивном поведении. У ребенка, которому сложно преодолеть Эдипов конфликт, может пострадать сексуальная самоидентификация. 

Родителям надо бороться с проблемами адаптации ребенка и быть постоянными посредниками между ним и внешним миром, параллельно выявляя причины трудностей. Родители, которые все чаще и чаще сталкиваются с представителями воспитательной, диагностической и коррекционной системы, вносящими диссонанс в размеренный быт семьи и список ее приоритетов, ощущают отчаяние и страх: "Что с ребенком?", - и затрудняются выработать последовательный воспитательный подход.

Следующий этап (6-12 лет), переход в школу, приносит продолжительные трудности в академической и социальной сферах. У ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом внимания разовьется чувство неполноценности, вместо прилежания и созидания, которые формируются на эмоциональной и социальной потребности достичь успехов, что свойственно остальным детям. 

Трудности в обучении и нарушение внимания приведут к отставанию в учебе. Возрастающее отчаяние и понижающаяся самооценка и вера в свои силы уменьшают мотивацию к учебе и к получению помощи. Социальные проблемы усилят ощущение неудач и душевные переживания. Дети чувствуют, что они разочаровывают родителей и по сравнению со своими братьями. Это усиливает ощущение одиночества, обвинения, зависть и злость. 

От родителей требуются продолжительные усилия в помощи ребенку в учебе и обеспечении его комплексом учебной и эмоциональной коррекции. Часто им приходится бороться за признание особых образовательных потребностей ребенка и его способностей и за его право на поддержку и особые условия в школе. Иногда родители вынуждены бороться с требованиями системы перевести ребенка в спецшколу или спецкласс или давать ему лекарства – все это впридачу к их борьбе с поведенческими и эмоциональными проблемами дома.

В подростковом возрасте (12-18 лет) ребенок находится на этапе, требующем от него зрелого становления и самоидентификации. Для любого ребенка это неясный и неустойчивый период – а тем более, если речь идет о ребенке с трудностями обучения и/или дефицитом внимания, поскольку этот процесс происходит после того, как ребенок накопил груз неудач по отношению к своим учебным трудностям, и поэтому он низко оценивает свои возможности. В отношении социальных проблем встает вопрос, как его воспринимает противоположный пол. Ребенок с трудностями обучения чаще всего эмоционально незрелый, и его собственное "Я" неустойчиво из-за проблем регуляции эмоций и поведения. 

Родители по-прежнему озабочены учебой ребенка, его общественными связями и, разумеется, начинают волноваться о его будущем: окончание учебы, служба в армии и дальнейшие возможности. Возрастает также их забота о контроле и регуляции поведения в сексуальных вопросах, к этому добавляются опасения, связанные с алкоголем, наркотиками и правонарушениями.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя.

Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку. Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:

  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
  • высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
  • выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
  • повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
  • эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
  • склонность к беспокойству.
  • противоречивость личности.
  • стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
  • эгоцентризм - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.

Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку

X. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое - обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.

Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?

Основные правила

  1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
  2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей .Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
  3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
  4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
  5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
  6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.

      Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.